11 сентября 2023
Полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев дал интервью Российской газете.
В 2013 году президент России объявил развитие Дальнего Востока национальным приоритетом на весь XXI век. Тогда же Юрий Трутнев был назначен вице-премьером - полномочным представителем президента на Дальнем Востоке. В интервью "Российской газете" Юрий Трутнев рассказал про создание нового авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре, как будут снижать стоимость самолета "Байкал" и почему законопроект, который разрешит добывать золото физлицам, не будут обсуждать с президентом на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).
Можете подвести свой личный итог: что удалось за десять лет?
Юрий Трутнев: Мой ответ будет разделен на две части. Первая, если бы мне в 2013 году сказали, что мне надо запустить 3 тыс. предприятий на Дальнем Востоке и привлечь 3 трлн руб. инвестиций, то я бы, наверное, подумал, что это невозможно. Но мы это сделали. Скажу, наши первоначальные оценки были значительно скромнее.
Помню, как на одном из первых форумов мы общались с султаном Ахмедом бин Сулайемом, он руководитель DP World. Он рассказывал, как в Дубае создавал особую экономическую зону. Говорил с гордостью, что в рамках этой зоны запустили 300 проектов. Тогда я подумал, какие они молодцы. Вот бы нам дойти до этой цифры. Сейчас у нас на Дальнем Востоке запущено 3 тыс. новых инвестпроектов. Конечно, в Эмиратах наверняка там тоже не спят. Думаю, что у них эта цифра тоже существенно возросла. Тем не менее мне не стыдно за этот промежуток работы. Считаю, что сделано много.
С другой стороны, это только ответ на ваш провокационный вопрос. Если говорить о собственной оценке моей ежедневной работы и работы моих коллег, то мы никогда не позволяем себе оглядываться назад и радоваться тому, что уже есть. Человек, когда он движется, будет смотреть вперед, чтобы не споткнуться, не упасть. Надо думать о том, что еще надо сделать и что мы сделать пока не успели. Буду стараться и дальше так работать.
Какие направления ВЭФ-2023, на ваш взгляд, являются ключевыми, какие - наиболее проблемными, дискуссионными?
Юрий Трутнев: Они все важны. И могу сказать, что мы все, кто занимается развитием Дальнего Востока, вкладываем в форум частичку своей души, по-настоящему стараемся. По любой теме, которая на форум выносится, задаем себе прежде всего один самый главный вопрос: после того, как это все пройдет, что изменится. Если нет ответа, значит, мы что-то не то делаем. В моем кабинете в последние месяцы совещания по Восточному экономическому форуму проходили каждый день. И каждый раз мы обсуждали, почему про тот или иной вопрос нужно доложить президенту. Почему мы не смогли решить его сами? Мы так всегда собираем форум. Это наша опорная точка, наше рабочее мероприятие, в ходе которого нам надо найти ответы на самые важные вопросы развития огромного макрорегиона - самого большого в стране.
Какие пункты национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока уже удалось реализовать?
Юрий Трутнев: Все основные базовые параметры, например, создание рабочих мест и объем привлеченных инвестиций мы перевыполнили в два раза. Мы должны были создать около 30 тыс. рабочих мест, а получилось 53 тыс. По объему привлеченных инвестиций стоял показатель 1,6 трлн руб., а у нас сегодня практически 3 трлн руб. Построено более тысячи социальных объектов. В целом мы считаем, что все основные параметры Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года будут выполнены. Возможно с некоторой коррекцией, связанной, например, с пандемией. Она отразилась на Дальнем Востоке так же, как на всей нашей стране и на других странах мира.
Сейчас на Дальнем Востоке запущено три тысячи новых инвестиционных проектов. Еще несколько лет назад такая цифра казалась абсолютно невозможной
Ранее вы говорили, что планируется построить еще один авиазавод в Комсомольске-на-Амуре. Этот проект все еще обсуждается?
Юрий Трутнев: До конца этого года мы приступаем к строительству инфраструктуры. Уже определен земельный участок для размещения завода, расширена ТОР для применения дальневосточных преференций, а значит, инвестор их получит. Но, конечно, никто не пытается сейчас построить в Комсомольске-на-Амуре авиастроительное объединение. Вы знаете, у города достаточно широкий профиль, там выпускается современная продукция и в гражданском, и не в гражданском секторах. Задача была другая - начать строить легкие самолеты для малой авиации, которые могли покрыть потребность Дальнего Востока в местных маршрутах и помочь людям передвигаться на средние расстояния. Такой самолет разработан. Мы будем добиваться того, чтобы самолет "Байкал" получился по нормальной цене, ведь только в этом случае это будет успешный проект, который сможет по доступной стоимости перевозить пассажиров. Уже стоит задача почистить смету расходов. Будем разбираться с необходимым оборудованием, с электронными сборами, с требованиями, которые предъявляются к аэропортам. Там много на чем можно сэкономить. Но с одним только исключением - не будем экономить на безопасности.
Законопроект о старательской деятельности вызвал неоднозначную реакцию у ряда экспертов. Как обстоят с ним дела сейчас?
Юрий Трутнев: Я не понимаю, почему он вызвал неоднозначную реакцию. Или это недопонимание, или лоббирование чьих-то интересов. Суть закона о старательной деятельности, который разработан по поручению президента Российской Федерации, очень проста. Во-первых, закон позволяет практически ликвидировать нелегальные обороты ценных металлов. Сейчас можно получить большие реальные сроки за то, что человек где-то нашел самородок и оставил себе. Если кто-то в золотоносных регионах найдет самородок, он что, его выбросит в ручей? Нет, не выбросит. Сразу после этого и перед ним встанет вопрос: куда найденное девать. И он пойдет к нелегальному скупщику. Это не секрет, что в регионах такая система существует.
Поскольку человек не обременен какими-то официальными обязательствами перед страной, то он становится преступником сразу, как только взял лоток в руки. На большинстве рек Забайкальского края и на других территориях, я сам видел, куча мелких шаек вдоль рек. Они занимаются незаконной добычей и продажей золота. В результате без налога производится ювелирная продукция. Государство теряет на каждом шагу, не говоря уже о том, что мы толкаем людей на правонарушения.
Нужно добавить, что это происходит в достаточно глухих и отдаленных местностях, где проблемы с высокооплачиваемой работой как были, так и есть. По сути дела, мы людям, которые сидят рядом с золотоносным участком, не даем заработать даже на хлеб насущный. Они ведь не добудут сотни килограммов золота, тонну тем более. Они смогут добыть небольшое количество граммов, которое позволит им семью накормить, оплатить ребенку учебу. И, важно отметить, что делать они это смогут только на непромышленных территориях, которые неинтересны крупным компаниям. От этого разве государство что-то потеряет?
При запуске самолета "Байкал" еще много на чем можно сэкономить. Но на безопасности пассажиров никто экономить не будет
Я уверен в том, что закон будет иметь положительный результат. Кроме того, что люди смогут немного заработать и сократится объем нелегальной добычи, принятие закона обяжет тех, кто добывает золото, взять на себя ответственность. Когда человек берет конкретный участок, можно посмотреть ход работ, и если есть нарушения, то попросить восстановить территорию. Закон требует именно этого.
Тем не менее мы отнеслись с уважением к такому бурному обсуждению. Договорились, что вначале будет пилотный проект в двух регионах: в Забайкальском крае и Магаданской области. На этих территориях посмотрим, как закон работает. Если будет положительный результат, то распространим действие закона на остальные территории.
Планируете обсуждать этот законопроект с президентом на Восточном экономическом форуме?
Юрий Трутнев: Обсуждать с президентом его поручение? Мне такая идея в голову не приходила. Я исхожу из того, что если президент дал поручение, то оно должно быть неукоснительно выполнено. И отмечу, что подавляющее большинство поручений мы выполняем намного быстрее срока.