Минтруд России подводит итоги года

29 декабря 2016

Демографическая ситуация

По итогам девяти месяцев 2016 года в целом по Российской Федерации отмечается естественный прирост населения, который составляет 18,1 тыс. человек.

В январе-сентябре 2016 года родилось 1435,3 тыс. человек, умерло 1417,1 тыс. человек.

По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 сентября 2016 г. составила 146,7 млн человек.

По оперативным данным Росстата, на ноябрь 2016 года ожидаемая продолжительность жизни в России составила 71,96 года, в том числе 66,60 года у мужчин и 77,23 года у женщин.

Добиться положительной динамики удалось благодаря реализации мер государственной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, которые показали высокую демографическую эффективность. Это, прежде всего, материнский (семейный) капитал и пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка.

Материнский капитал

Лица, получившие сертификат на материнский (семейный) капитал, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям в целях улучшения жилищных условий; получения образования ребенком (детьми); формирования накопительной части трудовой пенсии; приобретения товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

По состоянию на 1 ноября 2016 года на улучшение жилищных условий подано 4 234,5 тыс. заявлений, что составляет 92,2% от общей численности поданных заявлений о распоряжении средствами маткапитала (4 601,9 тыс. заявлений).

Единовременная выплата семьям из средств материнского (семейного) капитала

В 2015 году семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, была предоставлена возможность получить за счет средств материнского (семейного) капитала единовременную выплату в размере 20 000 рублей.  С заявлениями о выплате единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в 2015 году обратилось 2,2 млн семей.

В 2016 году была предоставлена аналогичная возможность  получить за счет средств материнского (семейного) капитала единовременную выплату в размере 25 000 рублей, которой на данный момент воспользовались 1,7 млн семей. 

Создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО)

В 2016 году начал действовать федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Законом расширены полномочия субъектов РФ по введению критериев нуждаемости.

Федеральным законом также предусмотрено создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Система будет содержать полные сведения обо всех мерах социальной поддержки, гарантиях, выплатах, компенсациях, предоставляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

По своей технологической структуре ЕГИССО позволит обеспечить интегрирование с уже действующими информационными системами в сфере социальной защиты населения в части обмена сведениями, а также межведомственного взаимодействия.

Создание ЕГИССО позволит, в том числе, оптимизировать процесс администрирования мер социальной поддержки и учета льготных категорий граждан, исключить дублирование предоставления мер социальной поддержки на разных уровнях, обеспечит более точное планирование расходов бюджетов на выполнение социальных обязательств и контроль в социальной сфере.

Начало работы ЕГИССО запланировано на 1 января 2018 года.

Пенсионное обеспечение

С 1 февраля 2016 года на 4% проиндексированы страховые пенсии всем пенсионерам, кроме работающих. При прекращении трудовой деятельности работающим пенсионерам размер пенсий рассчитывается с учетом всех прошедших за период работы индексаций.

В результате индексации:

  • средний размер страховой пенсии по старости увеличился до 13,1 тыс. рублей;
  • средний размер страховой пенсии по инвалидности увеличился до 8,2 тыс. рублей;
  • средний размер страховой пенсии по случаю потери кормильца увеличился до 8,2 тыс. рублей.

С 1 апреля 2016 года на 4% проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других социальных выплат, суммы которых определяются исходя из соответствующего размера социальной пенсии.

В результате индексации:

  • средний размер социальной пенсии увеличился до 8,6 тыс. рублей;
  • средний размер социальной пенсии детям-инвалидам увеличился до 12,9 тыс. рублей;
  • средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, увеличились до 30 тыс. и 32,9 тыс. рублей соответственно.

При этом в течение года минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан по-прежнему остается не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, где он проживает. Если размер пенсии в совокупности с другими причитающимися неработающему пенсионеру выплатами оказывается ниже прожиточного минимума, то ему устанавливается социальная доплата к пенсии.

2017 год

Принято решение с 2017 года вернуться к прежнему порядку индексации, исходя из фактической инфляции за прошлый год для страховых пенсий и по росту уровня прожиточного минимума пенсионера для пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Страховые пенсии будут проиндексированы с 1 февраля на уровень фактической инфляции за 2016 год. Размер инфляции определит Росстат в середине января 2017 года. Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии, будет произведена 1 апреля 2017 года.

В декабре 2016 года принят закон, сохраняющий материальное положение неработающих пенсионеров, получающих социальную доплату к пенсии. В соответствии с законом социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера была не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе по состоянию на 31 декабря предыдущего года. В 2017 году на региональные социальные доплаты к пенсии из федерального бюджета выделено 6,4 млрд рублей. На выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в бюджете ПФР на 2017 год заложено 109,6 млрд рублей, что на 8,5 млрд рублей больше, чем в 2016 году. 

Кроме того, в январе 2017 года, согласно закону от 22 ноября 2016 № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию», граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и являющиеся по состоянию на 31 декабря 2016 года получателями пенсий, получат единовременную денежную выплату в размере 5 тыс. рублей. Выплата коснется как неработающих, так и работающих пенсионеров, в том числе военных.

Выплата будет осуществлена в полном объеме в установленные сроки – с 13 по 28 января 2017 года, без задержек.

Все необходимые средства на единовременную выплату – 221,7 млрд рублей – заложены в бюджете Пенсионного фонда России на 2017 год. Выплата будет производиться на основании документов, которые содержатся в выплатном или пенсионном деле, поэтому обращаться в ПФР или подавать заявление не требуется.

Совершенствование деятельности психоневрологических интернатов

Минтрудом России сформирована рабочая группа в целях проведения работы по совершенствованию деятельности психоневрологических интернатов.

В состав рабочей группы вошли 50 человек, представляющих федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественные организации, а также руководители психоневрологических интернатов.

В качестве пилотных субъектов Российской Федерации по реализации новой модели работы психоневрологических интернатов были определены Пермский край, Псковская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург.

Основными направлениями по реформированию психоневрологических интернатов определены:

  • создание комфортных условий проживания в психоневрологических интернатах;

  • защита и сохранность прав лиц, страдающих психическими расстройствами;

  • определение основ  реабилитации для таких граждан, социальной занятости, сопровождаемого проживания;

  • обеспечение права на образование граждан с ментальными нарушениями.

    Результаты деятельности рабочей группы станут основой для проекта концепции реформирования системы психоневрологических интернатов.

    Доступ некоммерческих организаций к оказанию услуг в социальной сфере

    Основой для модернизации социального обслуживания является федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2015 года.

    Правовые механизмы, заложенные в законе, позволили расширить механизмы привлечения негосударственного сектора экономики к оказанию социальных услуг и уточнить правила игры на рынке.

    Так, негосударственные организации включены в категорию «поставщики социальных услуг».

    Определен порядок финансового обеспечения предоставления социальных услуг.

    Предусмотрена возможность предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа).

    При этом поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

    В целях предоставления льгот и преференций негосударственным организациям социального обслуживания граждан  принят федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 464-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

    Указанным Федеральным законом предусмотрена возможность применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

    В результате принятых мер, по данным Росстата, общее число негосударственных организаций социального обслуживания граждан возросло с 95 в 2013 году до 223 в 2015 году.

    По информации, представленной региональными органами власти в Минтруд России, в реестр поставщиков социальных услуг по состоянию на второй квартал 2016 года включено 547 негосударственных поставщиков социальных услуг: 170 коммерческих организаций, 377 некоммерческих организаций, в том числе 253 социально ориентированных организации.

    Негосударственными организациями предоставляются социально-медицинские, социально-психологические, социально-бытовые, социально-педагогические, социально-экономические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.

    К числу регионов, имеющих лучший региональный опыт по оказанию социальных услуг населению с использованием негосударственных организаций, относятся Республика Башкортостан, Пермский, Ставропольский края, Московская, Тюменская, Новосибирская области, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Санкт-Петербург.

    Всероссийский конкурс «Семья года»

    В 2016 году, в рамках реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, впервые прошел Всероссийский конкурс «Семья года».

    В качестве претендентов на победу в федеральном этапе были заявлены 294 семьи из 79 регионов страны.

    По итогам конкурса определены победители в пяти основных номинациях «Многодетная семья», «Молодая семья», «Сельская семья», «Золотая семья России», «Семья – хранитель традиций» и в специальной номинации «Народная симпатия», по которой прошло онлайн-голосование.

    Список семей-победителей конкурса представлен на сайте Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года

    Распоряжением  Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164-р утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года.

    Целью Стратегии является повышение продолжительности, уровня и качества жизни людей старшего поколения.

    В числе основных задач Стратегии – развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения и создание условий для развития рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания и участия в нем организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности; развитие гериатрической службы и системы оценки потребности в уходе; создание условий для систематических занятий граждан старшего поколения физической культурой и спортом.

    Результатом реализации Стратегии станет создание условий для активного долголетия граждан старшего поколения, которые позволят повысить их уровень и качество жизни.

    Единый порядок индексации социальных выплат

    Подписан федеральный закон от 19 декабря 2016 г. №444-ФЗ, которым устанавливается, начиная с 1 января 2018 г., единый порядок индексации социальных выплат различным категориям населения – один раз в год с 1 февраля текущего года по фактической инфляции.

    Принятый механизм индексации обеспечит учет влияния инфляционных процессов на размеры выплат и сохранение покупательной способности этих выплат. 

    Приведение российского законодательства в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов

    Правительством России на протяжении последних лет ведется планомерная работа по совершенствованию законодательства, направленная на улучшение положения инвалидов.

    С 1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», установивший правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды.

    Законом определены обязательные для исполнения всеми собственниками объектов и поставщиками услуг конкретные требования по созданию инвалидам равных со всеми их получателями условий жизнедеятельности.

    Документ устанавливает недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Нормами Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ и принятыми подзаконными актами создана правовая база для значительного расширения возможностей по защите прав инвалидов, в том числе, в административном и судебном порядке, а также установлены правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды.

    С этой целью принято 36 нормативных правовых актов Правительства России и федеральных министерств. Определены порядки обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Утверждены «дорожные карты» поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Внесены необходимые изменения в административные регламенты предоставления населению государственных услуг.

    В рамках приведения регионального законодательства в соответствие с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ в 2015-2016 годах принято 715 законодательных актов о внесении изменений в отдельные региональные законы, регулирующие правоотношения по предоставлению населению услуг в различных сферах.

    На всех уровнях организована работа по обучению (инструктированию) специалистов органов и учреждений (включая негосударственный сектор) по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказанию им помощи с учетом ограничений жизнедеятельности и характера услуги. Данная работа проведена при активном участии общероссийских общественных организаций инвалидов.

    Теперь сотрудники учреждений и организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны оказывать содействие инвалиду в получении определенной услуги или доступа к ней. К примеру, для слабовидящих все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению, должны обеспечивать инвалидам помощь сопровождающих лиц, дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение объекта знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и др.

    С целью неукоснительного выполнения Конвенции и требований законодательства Российской Федерации о доступности для инвалидов объектов и услуг Минтрудом России подготовлен и Правительством России внесен в Государственную Думу законопроект об установлении системы контроля и надзора за их соблюдением и наделении для этого контрольно-надзорными полномочиями соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти.

    Например, на федеральном уровне Ространснадзор будет контролировать выполнение требований доступности для инвалидов в сфере воздушного, автомобильного, городского наземного электрического и внутреннего водного транспорта, Росздравнадзор – в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, Рособрнадзор – в образовательных организациях, Роструд – в учреждениях занятости и социальной защиты, Роскомнадзор – в сфере связи и информации.

    На региональном уровне предусматривается установление уполномоченным органом контрольно-надзорных полномочий в сферах социального обслуживания; услуг легкового такси; доступности региональных объектов культуры; регионального жилищного надзора; регионального строительного надзора.

    Реализация данных мер позволит улучшить условия интеграции в общество не только для инвалидов, но для широкого круга других маломобильных граждан (оценочно до 40 млн человек). Вместе с членами их семей действие закона обеспечит более комфортные условия жизнедеятельности для 70-80 млн человек.

    Федеральный реестр инвалидов

    Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»,  также установлена необходимость формирования и ведения федерального реестра инвалидов. Оператором федерального реестра определен Пенсионный фонд России.

    Для формирования федерального реестра разработана  информационная система, которая предусматривает для каждого инвалида доступ к личному кабинету. В нем будет отражаться информация о денежных выплатах, мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации.

    Личный кабинет обеспечит получение государственных услуг инвалидами в электронной форме, направление отзыва об их качестве и, при необходимости, подачу жалобы. На первом этапе можно будет обратиться за пятью услугами:

  • обеспечение техническими средствами реабилитации;
  • предоставление путевок на санаторно-курортное лечение;
  • назначение страховых пенсий по инвалидности и установление ежемесячной денежной выплаты;
  • обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве;
  • содействие в поиске подходящей работы.
  • В целях повышения качества услуги по проведению медико-социальной экспертизы Минтрудом России совместно с общественными организациями инвалидов разработан проект плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы на период до 2020 года.

    В проекте «дорожной карты» выделены два основных направления.

    Первое направление предполагает совершенствование научно-методического обеспечения медико-социальной экспертизы, подготовку новых методик обоснования экспертного решения с учетом современных методов диагностики и лечения.

    Второе направление включает общеорганизационные мероприятия, в том числе кадровое и материально-техническое обеспечение учреждений медико-социальной экспертизы; формирование открытости деятельности учреждений медико-социальной экспертизы; повышение ответственности специалистов учреждений медико-социальной экспертизы за соблюдение этики и служебного поведения. 

    Система обеспечит создание единого информационного ресурса, который позволяет как самим инвалидам, так и различным заинтересованным органам власти и организациям пользоваться достоверными и актуальными сведениями.

    Например, данные федеральные реестра позволят выявить категории инвалидов, для которых характерны проблемы при трудоустройстве, еще до обращения гражданина в органы службы занятости.

    На первом этапе работы реестра, с 1 января 2017 года, в нем будут содержаться сведения, находящиеся в информационных системах федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, ПФР, ФСС России, Роструда, Минздрава России, Минобрнауки России. Остальные сведения будут размещаться, начиная с 1 января 2018 года.

    Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

    В 2016 году объем средств федерального бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации составил 29,3 млрд рублей. Аналогичный объем финансирования сохранен и в 2017 году.

    Уровень обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации, по оценкам Минтруда России, в 2016 году будет не ниже уровня 2015 года, равного 86,6 %.

    Ведется работа по повышению качества предоставляемых инвалидам услуг и технических средств реабилитации.

    В 2016 году Минтруд России завершил работу по определению на 2017-2018 годы единственного поставщика услуг по сурдопереводу. Им, в соответствии с распоряжением Правительства России от 09 ноября 2016 г. № 2369-р. признана Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» с ежегодным объемом услуг в пределах 358,7 тыс. часов. Данная мера позволит повысить не только качество оказываемых услуг по сурдопереводу, но и привлекательность профессии «сурдопереводчик».

    Также с целью повышения качества предоставляемых инвалидам средств реабилитации Минтруд России ведет работу по утверждению типовой документации на закупку технических средств реабилитации, которая включает непосредственно типовой контракт (содержащий в том числе условия о гарантийном сроке, сервисном обслуживании, доставке и др.), а также унифицированные технические задания по отдельным видам средств реабилитации серийного производства, разработанные с учетом ГОСТов, а также иных документов в сфере стандартизации.

    Типовым контрактом предусмотрено условие о необходимости установления поставщиком (организацией-изготовителем средств реабилитации) гарантийного срока с учетом установленных Минтрудом России сроков пользования техническими средствами реабилитации до их замены, что позволит получателям в указанный период обращаться к поставщику с претензией (при выявлении каких-либо недостатков или поломки). Это будет способствовать повышению уровня ответственности поставщика перед получателями (инвалидами), а также заинтересованности поставщика в предоставлении качественных изделий с целью исключения случаев обращений к нему инвалидов при частых поломках.

    Существенным плюсом типовой документации является урегулирование вопроса приемки поставленного товара, а также доставки средств реабилитации.

    Кроме того, Минтрудом России ведется работа по установлению дополнительных требований к поставщикам изделий, которые позволят исключить возможность заключения контрактов с поставщиками, не имеющими опыта поставок аналогичных товаров надлежащего качества.

    Концепция развития ранней помощи

    Распоряжением Правительства России от 31 августа 2016 года №1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.  

    Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты), с учетом накопленного регионами опыта и лучших практик.

    В документе ранняя помощь определена как комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет.

    Концепцией определен круг детей, которым предлагается оказывать раннюю помощь. Это дети в возрасте от рождения до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска.

    Услуги в формате ранней помощи предполагают работу мультидисциплинарной команды (врачи, социальные работники, педагоги, психологи) и последующее поддержание контакта с семьей и ребенком (сопровождение). Реализация концепции предусматривает три этапа.

    На первом этапе в 2016-2017 годах будет сформирована система нормативных правовых актов, регламентирующих межведомственное взаимодействие, стандарты оказания услуг ранней помощи, разработана типовая региональная программа создания (развития) и реализации программы ранней помощи.

    На втором этапе реализации концепции в 2018 году в двух пилотных регионах, отобранных в рамках Государственной программе «Доступная среда», будет проведена апробация стандартов оказания услуг в сфере ранней помощи и типовых решений. В «пилотах» будут отработаны системные подходы к формированию ранней помощи и по итогам подготовлены предложения по внесению необходимых изменений в федеральное и региональное законодательство.

    На заключительном этапе в 2019-2020 годах из федерального бюджета будет оказываться поддержка регионам в формировании программ ранней помощи при создании системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.

    Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы

    С 2011 года реализуется Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», которая по решению Правительства России в 2015 году продлена на период до 2020 года.

    В рамках госпрограммы сформирована единая методология создания безбарьерной среды для инвалидов.

    При этом госпрограмма не ставит целью приспособление всех существующих объектов в стране и направлена на устранение препятствий и барьеров во всех наиболее значимых для инвалидов сферах жизнедеятельности: образовании, здравоохранении, социальной защите, спорте и физической культуре, информации и связи, культуре, транспортной инфраструктуре, с 2016 года в перечень приоритетных сфер добавлены сферы занятости и пешеходной инфраструктуры.

    При активном участии самих инвалидов были выработаны механизмы отбора наиболее часто посещаемых инвалидами объектов и апробированы подходы к формированию условий доступности для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, по зрению, по слуху.

    Так, в госпрограмме предусматривается приспособление различных социальных объектов для инвалидов – поликлиник, больниц, музеев, театров, спортивных сооружений, многофункциональных центров и др.

    С этой целью реализуются мероприятия, направленные на повышение как доступности объектов (установка пандусов, поручней, расширение дверных проемов; оборудование санитарно-гигиенических помещений; создание специально отведенных парковочных мест для инвалидов; закупка автомобильного и городского наземного электрического транспорта доступного для перевозки инвалидов и других МГН), так и доступности услуг (приобретение информационно-навигационных систем для слепых и слабовидящих людей; установка светодиодного табло для слабослышащих; оборудование специальным звуковым сигналом для слабовидящих, закупка книг со шрифтом Брайля, тифлофлешплееры и др.).

    С 2011 года к реализации госпрограммы подключились субъекты Российской Федерации. Если в 2011-2012 годах участниками программы были только три пилотных региона – Республика Татарстан, Саратовская и Тверская области, то в 2013 году – 12 регионов, в 2014 году – 75 регионов, в 2015 году – 71 регион, в 2016 году – 81 регион.

    По результатам проделанной работы к концу 2016 года количество дооборудованных объектов составит 19 тысяч (51,8 % от 38 тысяч приоритетных объектов).

    Также важным направлением реализации госпрограммы является формирование безбарьерной школы.

    За пять лет реализации госпрограммы количество школ, в которых могут обучаться дети-инвалиды, увеличилось в 4,8 раза – с 2 тыс. (2,5%) в 2011 году до 9,6 тыс. (21,4%) к концу 2016 года.

    При этом создается не только физическая доступность школ, но и отрабатываются подходы к организации образовательного процесса с учетом особенностей детей-инвалидов, для чего проводится обучение руководителей образовательных организаций и педагогов.

    С 2016 года к мероприятиям госпрограммы подключились учреждения дошкольного, дополнительного, высшего образования.

    Благодаря поддержке, которую оказывает госпрограмма спортивным учреждениям по адаптивному спорту инвалидов, их количество возросло в стране с 15 в 2011 году до 57 учреждений в 2016 году (в 53 субъектах РФ).

    Для обеспечения доступности информационного пространства организовано скрытое субтитрирование телевизионных программ на шести общероссийских телеканалах. За 2011-2016 годы увеличилось количество субтитров с 3 до 14 тыс. часов в год. Это составляет почти 30% от эфирного времени каналов.

    В рамках госпрограммы с 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов», направленной на формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов не только на уровне субъектов Российской Федерации, но и на уровне всей страны.

    В рамках подпрограммы в течение 2016 года Минтрудом России ведется разработка методических и методологических документов, позволяющих сформировать и смоделировать систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

    В частности, разработаны проекты стандартов по таким основным направлениям реабилитации как социальная (социально-бытовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-педагогическая) и профессиональная реабилитация инвалидов и детей-инвалидов, проект модели межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам (позволит обеспечить принцип ранней помощи, преемственность в работе и сопровождение), проект методики оценки региональной системы комплексной реабилитации, типовые штатные нормативы и примерные стандарты оснащения реабилитационных учреждений, нормативы обеспеченности реабилитационными организациями в регионе, примерные положения о многопрофильном реабилитационном центре.

    На 2017-2018 годы запланирована апробация данных документов. По результатам проведенного Минтрудом России конкурсного отбора определены два пилотных региона – Свердловская область и Пермский край, с которыми и будет продолжена работа в данном направлении. 

    Реформирование системы медико-социальной экспертизы

    В 2015 г. осуществлен переход на новые классификации и критерии при установлении инвалидности людям. Они предусматривают оценку степени выраженности нарушенных функций организма в процентах, от 10 до 100 процентов, с шагом в 10 процентов, что позволяет на основе нормативно закрепленных параметрах более объективно подходить к установлению инвалидности.

    В течение 2016 г. Минтрудом России также, как и в 2015 году, проводился мониторинг принятых решений об отказах в установлении инвалидности. Мониторинг проводился главными бюро МСЭ по субъектам Российской Федерации в отношении всех принятых решений первичными бюро медико-социальной экспертизы по детям-инвалидам под контролем со стороны Федерального бюро МСЭ и Минтруда России во взаимодействии с общественными организациями инвалидов, пациентскими и родительскими организациями.

    С учетом итогов мониторинга, Минтрудом России издан приказ о внесении изменений, в части уточнения оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеванием фенилкетонурия.

    С 2010 года идет работа по реформированию системы медико-социальной экспертизы, направленная на повышение прозрачности и объективности решений по группе инвалидности.