13 ноября 2020
Губернатор поблагодарил ВУЗы за сотрудничество и рассказал о важности взаимодействия науки и ведущих отраслей развития Камчатского края.
С приветственным словом к участникам форума обратился ректор МФТИ Николай Кудрявцев.
Он отметил, что сейчас в России наблюдается консолидация высшего образования и региональных органов власти. По его словам, университеты сегодня — источники кадров, знаний, культуры в регионах. При это настало время столичным ВУЗам передавать наработанный опыт, компетенции в высшие учебные заведения на местах.
«МФТИ взял на себя задачу обеспечивать скорейший подъём высших учебных заведений в регионах путём внедрения новых компетенций, обучения сотрудников, студентов-аспирантов, чтобы потом они сами становились источниками компетенций на периферии. Вот это сетевое взаимодействие как раз и является нашим будущим. Мы видим, что университеты Дальнего Востока имеют высокий потенциал для развития, и мы ходим помочь им скорее стать ведущими вузами России, а в перспективе и всего мира», — сказал Николай Кудрявцев.
Губернатор края поблагодарил руководство МФТИ за поддержку учебных заведений Камчатки и рассказал о перспективах взаимодействия регионов Дальнего Востока.
«Действительно, очень приятно, что ведущий университет России осуществляет такую предметную работу с нашими вузами. Уверен, что она позволит нам вывести на качественно новый уровень и науку, и образование. Я согласен со словами ректора Николая Кудрявцева и считаю, что нам нужно ставить перед собой высокую планку и становиться лучшими в России по целому ряду направлений. А по некоторым — лучшими в мире. Для Камчатского края университеты, научные организации являются ключевым фактором успеха в реализации той стратегии социально-экономического развития, которую сейчас мы разрабатываем. Она основана на базовых преимуществах нашего региона: на устойчивом развитии главной отрасли экономики – рыбохозяйственного комплекса, на использовании и раскрытии того стратегического потенциала, который есть у Камчатки в результате её географического положения, включая логистику Северного морского пути и, конечно, раскрытии нашего природного потенциала через развитие туризма», — сказал в своём приветственном слове губернатор края Владимир Солодов.
По его словам, в Камчатском крае сложился уникальный ландшафт высшего образования и науки. Он представлен высшими учебными заведениями разной ведомственной принадлежности и рядом сильных научных организаций. Главной задачей губернатор края назвал объединение и нахождение той формулы, которая позволит им всем более тесно взаимодействовать. В этой области необходимо сфокусироваться на повышении качества работы. В её основу должен лечь принцип взаимосвязи между наукой, высшим образованием и практическими задачами, которые стоят перед регионом. Создание научно-образовательных центров должно стать основой развития высшего образования и науки на Камчатке.
«Перед нами стоят понятные прикладные задачи как стратегического, так и тактического характера, на которые наука и высшее образование могут дать вполне ясные ответы. Функцию правительства края вижу в обеспечении координации и взаимодействия. Со своей стороны, могу сказать, что мы приложим максимальные усилия для создания научно-образовательного центра, который будет учитывать специфику Камчатского края», — добавил Владимир Солодов.
Он также подчеркнул, что важно определить понятные и конкретные ориентиры, к которым нужно двигаться с точки зрения прикладной науки и реализации того объёма исследований, который может лечь в практическое применение. На днях под руководством министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева состоялось совещание, на котором была поддержана идея усиления рыбохозяйственной науки во взаимодействии с бизнесом — он является непосредственным получателем научных прогнозов. По мнению главы региона, аналогичное взаимодействие необходимо выстраивать и в других сферах. Кроме того, важно, чтобы по качеству образования, предоставляемого студентам, были обозначены целевые ориентиры, к которым нужно стремиться в ближайшем будущем с отслеживанием их достижений как с точки зрения полного задействования бюджетных мест, выделяемых вузам, так и с точки зрения последующего трудоустройства выпускников камчатских высших учебных заведений. Еще один момент, на который обратил внимание в своём выступлении Владимир Солодов, касался взаимодействия Камчатского края с другими регионами Дальнего Востока. В современных реалиях этот регион России является малочисленным. Поэтому успешное образование российского, а в перспективе и мирового уровня можно выстроить через интенсивное совместное сотрудничество.
«Я рад, что в конференции принимают участие представители нескольких региональных ВУЗов. Уверен, что ключ к качественным программам лежит в сетевом принципе и выстраивании правильной образовательной траектории, когда студент, с одной стороны, получает действительно образование самого высокого уровня, соответствующее современным стандартам, а с другой, реализует в рамках образования практические прикладные проекты во взаимосвязи с перспективными работодателями. Это сочетание возможно и путём совмещения географического нахождения в разных регионах в разные периоды обучения, и с точки зрения смысловой. Этот вопрос мы уже обсуждали с МФТИ и другими коллегами. Уверен, что сегодняшняя конференция позволит нам продвинуться по конкретным параметрам такого межрегионального и межвузовского взаимодействия», — отметил губернатор Камчатского края.
Министр экономического развития Камчатского края Юлия Морозова, в свою очередь, рассказала о том, каким видится в ближайшем будущем социально-экономическое развитие региона, о роли науки и высшего образования в развитии экономики. По её словам, необходимо комплексно развивать все отрасли социально-экономической сферы.
«Выпускники не захотят оставаться на Камчатке, даже если мы предложим на выбор несколько рабочих мест, пока мы не создадим в регионе качественную систему здравоохранения, образования всех уровней и т.д. Они не захотят ни работать здесь, ни создавать семьи. Поэтому, развивая подготовку компетенций, мы должны в комплексе развивать все отрасли экономики и социальной сферы. Говоря о подготовке кадров, хочу сказать, что все чаще востребованным становится дополнительное образование и повышение квалификации. Лозунг «Обучение через всю жизнь» сегодня стал обязательной установкой каждого человека. В науке важно двустороннее и непрерывное взаимодействие. С одной стороны, работодатели должны выступать заказчиками инновационных решений, научного знания. С другой, университет — драйвер социально-экономического развития, это флагман, нацеливающий экономику на передовые технологии, на инновационные идеи. И еще хочу сказать, что нам очень нужны экспертные оценки государственных управленческих решений со стороны науки», — отметила Юлия Морозова.
Она также обозначила основные ключевые проекты, в которых краю необходима поддержка и участие вузов. Так, стратегию-социально экономического развития невозможно разработать без участия университетов. Также предстоят серьезные изменения в организации работы органов госуправления Камчатского края, где также нужна помощь науки. Необходимы компетенции в области управления изменениями. Помощь вузов понадобится и в обучении руководящего состава производственных предприятий Камчатки новым технологиям, инструментам повышения производительности труда в связи с вступлением региона в следующем году в нацпроект "Производительность труда и поддержка занятости".
Форум рассчитан на два дня. Его главными задачами является освещение уникального опыта поиска целевой модели и внедрения эффективных моделей управления ВУЗами Камчатского края и высшего учебного заведения Магаданской области, а также других регионов, разработанных в соответствии с запросами регионов и научно-технологическими вызовами, стоящими перед российской системой высшего образования.
Напомним, цель национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» - обеспечить к 2024 году темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год. Национальный проект состоит из трёх федеральных проектов, реализация которых должна сформировать единую экосистему успешного функционирования предприятий, реализующих мероприятия по повышению производительности труда.