Роль наставничества в образовательных организациях обсудили на Камчатке

24 августа 2023

Больше 80 % педагогов страны участвуют в разных формах наставничества.

В рамках августовского совещания прошёл семинар «Наставничество в образовательных организациях: от теории и методологии к эффективным практикам деятельности». Начальник управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Максим Гореликов отметил, что в школах должны быть развиты системы наставничества, которые решают одну из поставленных на Августовском совещании задач — улучшение качества образования.

«Наставничеству в школах уделяется особое внимание, благодаря чему можно удержать в образовательном учреждении молодого специалиста, создать для него комфортные условия, развить его компетенции. Зачастую наставник нужен и опытному педагогу в новых сферах деятельности. Кроме того, и сам наставник развивается, получает новый опыт, знания и навыки. В итоге всё это влияет на качество образования», — сказал Максим Гореликов.

Кандидат социологических наук, доцент, руководитель центра экспертизы Российской академии образования Дмитрий Метёлкин рассказал об истории наставничества, отметив, что современное образование, как институт, сформировалось из первичной формы передачи знаний, возникшей на заре человеческой цивилизации. При этом в современном мире 83 % педагогов участвуют в той или иной форме наставничества.

«Сегодня в нашей стране учреждена государственная награда РФ — знак отличия „За наставничество“ и возникают институции, упорядочивающие систему наставничества, в том числе на госслужбе. В 2020 году Минпросвещением России утверждена целевая модель наставничества. И сегодня процесс институционализации и того потенциала, который по-прежнему несёт в себе наставничество, идёт полным ходом. При этом, как и любая форма педагогической деятельности, наставничество имеет как возможности, так и ограничения. Чтобы эффективно использовать эту педагогическую технологию, нужно понимать её сильные и слабые стороны», — рассказал Дмитрий Метёлкин.

Заместитель председателя правительства Камчатского края Александра Лебедева, впервые столкнувшаяся с наставничеством весной 2018 года в рамках финала первого сезона конкурса „Лидеры России“, в котором стала одним из победителей, рассказала о применении наставничества в проекте «Россия — страна возможностей».

Участники семинара отметили важность личностной окраски передаваемых знаний, опыта и отношения. В любом учителе перманентно живёт наставник. Если общение в классе переходит на личностно-ориентированный уровень и педагог преподносит информацию на основе пережитого опыта, а эта информация становится интересна школьникам, то такие отношения перерастают в формат «наставник — наставляемый».

Добавим, 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года — признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.