Камчатских педагогов познакомили с современными методами работы с детьми с аутизмом и тяжелыми нарушениями в развитии

29 ноября 2018

С 6 по 30 ноября в Камчатском институте развития образования проходят курсы повышения квалификации «Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения в развитии в условиях интегрированной группы».

В рамках курсов лекционные и практические занятия для камчатских педагогов проводит кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии Белгородского института повышения квалификации, поведенческий аналитик, директор центра образования и коррекции «Индиго» (г. Белгород) Оксана Минаева.

 - Оксана Дмитриевна, у вас очень насыщенная программа на Камчатке, каждый день занятия, тренинги и практики с камчатскими педагогами, какие вопросы вы поднимаете?

- Я очень давно мечтала попасть на Камчатку, потому что очень много слышала о вашем прекрасном полуострове. И у каждого специалиста возникает такой этап в жизни, когда очень хочется рассказать и поделиться тем, что ты умеешь. Дело в том, что наш центр в Белгороде специализируется на детях с аутизмом и детях с тяжелыми нарушениями развития, мы больше 20 лет занимаемся этими проблемами, набили много «шишек», испробовали множество методик, искали подходы, которые необходимы при работе с такими детьми. На Камчатку я привезла комплексную методику, которая позволяет выбирать наиболее эффективные пути диагностики и коррекции детей с аутизмом и с тяжелыми нарушениями: это дети, которые не понимают обращённую к ним речь, не разговаривают, не имеют базовых навыков, необходимых для обучения. Всегда возникает вопрос – как работать с такими детками?

Поэтому на Камчатке с учителями-дефектологами мы построили  систему работы таким образом: первые два дня мы говорили о самых современных научных представлениях, разбирали, что сейчас наука знает об аутизме, о синдроме дефицита внимания с гипереактивностью, об умственной отсталости. Я с уверенностью и с удовольствием могу делиться опытом и знаниями, потому что каждый конгресс и научный семинар, будь то российский или зарубежный, я стараюсь посетить. На этих мероприятиях рассказывают о новейших данных,  которые помогают нам понять, что же творится в нервной системе детей, почему они не могут обучаться без специальной помощи, и как мы можем им помочь.

Кроме того, мы провели несколько тренингов с педагогами, для того чтобы обучить навыкам построения работы с детьми. На практическом занятии каждый из педагогов  побывал в роли ребенка, а после в роли «Феи» - это невидимый помощник, помогающий детям овладеть навыками, которых он раньше никогда не знал.

- Насколько педагоги были готовы к такой форме работы?

- Тренинг вызвал бурю эмоций у ваших педагогов, очень много вопросов задавали. И что очень важно, мы отрабатывали «пошаговую» технологию. В ее основе лежит прикладной анализ поведения, называется он еще «ABA-терапия» (Applied behavior analysis). Метод прикладного анализа поведения сейчас широко внедряется в центральных регионах России, он завоевал большую популярность во всех школах западных стран, и сейчас мы начинаем использовать его и в наших отечественных образовательных учреждениях. Поэтому активно рассказываем об «ABA-терапии» в регионах. Я уже четыре года руковожу проектом «Инклюзивное образование детей в школах», где мы не просто отрабатываем теорию, а на практике проверяем, как работают эти методы, как их можно модифицировать к современным условиям, каким образом можно минимизировать затраты, чтобы в ограниченные сроки и с минимальным ресурсом мы могли достигнуть хороших результатов. Ваши специалисты на занятиях сказали, что слышали об этом методе, но никогда не работали с ним. И вот после наших занятий, я думаю, что на Камчатке педагоги попробуют «ABA-терапию», увидят, как она работает, почитают дополнительную литературу, примут участие в дистанционном обучении, ведь в результате кто будет в выигрыше – дети и их родители, а это наша самая главная миссия.  То есть  на занятиях на Камчатке я хотела обозначить, что есть не только классическая система работы с аутизмом, но и очень эффективные новые методы.

Еще один большой блок лекций был посвящен «инклюзии»: каким образом ребенок с тяжелыми нарушениями в развитии может адаптироваться в общеобразовательной школе. Ведь просто посадить детей с такими заболеваниями в класс – это не «инклюзия», специалисты называют это «дикая инклюзия».

- Для отдаленных регионов, таких как Камчатка, подобные занятия – бесценный опыт. Насколько готовы регионы и сами специалисты работать с новыми методами, о которых вы рассказываете? 

- Я сторонник очных тренингов: живое общение, дискуссии, практические занятия – это лучший способ донести информацию. Только тогда метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis) будет понятен и  применим во всех регионах и даже в самых маленьких отдаленных поселках. У вас на Камчатке я услышала от дефектологов, как они говорят о своих учениках: «мои дети», «мой ребенок», это меня не просто порадовало, а даже вдохновило. Я понимаю, что такие педагоги сделают всё возможное для эффективной работы даже в самых сложных случаях.

 

Беседовала Олеся Вольченко.