Зимнее вождение. Как безопасно ездить на машине зимой

3 ноября 2022

Зимнее вождение. Как безопасно ездить на машине зимой

Уверенное зимнее вождение требует не только хороших водительских навыков, но и знания «матчасти»: какой у автомобиля тип привода, какие электронные «помощники» есть на борту, и как техника реагирует на действия водителя. А ещё — правильной психологической подготовки, ведь для многих поездка по скользкой дороге превращается в серьёзный стресс. Вот несколько базовых принципов безопасной зимней езды, актуальных не только для новичков, но и для водителей со стажем.

Спокойствие, только спокойствие

Зимой голова водителя должна быть холодной, как воздух на улице. Главное правило — не паниковать, если что-то пошло не так (например, автомобиль понесло на скользкой дороге). Подход такой же, как у пилотов самолётов: в сложной ситуации не паникуй, пилотируй! Управление машиной (средством повышенной опасности) — большая ответственность. У водителя нет права превратиться в пассажира — отпустить руль, закрыть глаза и ждать, когда всё закончится; он должен верно оценить ситуацию и свести ущерб к минимуму.

Это не требует особого героизма или смелости, достаточно просто не давать воли эмоциям. Осознайте, что мелкая дорожная авария (а таковых зимой большинство) — неприятность, но не катастрофа и не конец жизни. Можно даже мысленно смириться с ней заранее, а затем спокойно работать над ситуацией. Получится избежать аварии — отлично. Не получится — что ж, станете опытнее. Но действовать нужно так, чтобы потом можно было честно сказать: «я сделал всё, что мог».

Паника за рулём приводит к беспорядочным и хаотичным действиям, которые могут сильно ухудшить ситуацию. Например, водитель вдруг осознал, что переборщил со скоростью и не успевает остановиться перед скоплением машин впереди. Вместо того, чтобы минимизировать потери (замедлиться насколько возможно, отделавшись всего лишь разбитым бампером), паникующий водитель может выскочить на встречную полосу и устроить тяжелое лобовое столкновение, или свернуть на тротуар и сбить пешеходов.

Квинтэссенция паники — выпрыгивание(!) водителя из машины прямо на ходу; ролики с такими «героями» появляются в интернете регулярно. Происходит это на небольших скоростях в почти безобидных дорожных ситуациях, из которых машину можно легко вывести. Но под действием адреналина человек готов превратить свой автомобиль в неуправляемый снаряд, который неизвестно где и об кого остановится — лишь бы без него. Это лишь подтверждает, что психологическая подготовка водителя важнее любых навыков.

Будьте осмотрительны

Применительно к зимней езде всегда звучит «мантра» о соблюдении скорости, как будто летом соблюдать её не нужно. Очевидно, что скорость должна быть адекватна дорожной ситуации, а в зимнее время она может быть осложнена льдом и снегом. Но ставить знак равенства между соблюдением скоростного режима и безопасностью на дорогах — опасное упрощение: многие водители начинают верить, что езда с черепашьей скоростью спасёт их от всех бед. На самом деле, зимой на первый план выходит осмотрительность, умение «читать» дорожную ситуацию и прогнозировать её.

Осмотрительность проявляется во всём, начиная с изучения прогноза погоды и планирования маршрута. Зимой вам нужен не самый короткий и не самый быстрый, а самый безопасный путь, где шанс найти приключения минимален. Предвидьте все возможные неприятности: автомобиль, выезжающий из двора, может заскользить и не остановиться вовремя, поэтому оставляем ему свободное место; пешеход, переходящий дорогу, может поскользнуться и упасть, так что замедляемся заранее. Зимой велик шанс надолго встать в пробке — стараемся ездить с полным баком топлива. И не паркуем машину в потенциально опасных местах: вблизи перекрёстков и на уклонах дороги. Для постижения таких зимних хитростей не нужен 30-летний опыт вождения: достаточно наблюдательности, анализа ситуации и простых выводов.

Тренируйтесь

Самобичевание в стиле «не дано мне водить машину» и «наверное, это не моё» — нелепица. Даже медведь в цирке способен ездить на велосипеде, с его-то косолапостью. Никто не становится хорошим водителем одновременно с получением «прав». Отсутствие навыков — это, в первую очередь, отсутствие желания их получать и развивать.

Зима — отличное время для контраварийной подготовки. В любом крупном городе есть автодромы со снежным и ледяным покрытием, и курсы экстремального вождения. А если нет — ближайшее замёрзшее озеро к вашим услугам. Принципы борьбы со сносом и заносом, правильного торможения и поворотов на льду можно изучить в интернете, но отработать их и почувствовать отклик машины можно только на практике.

Учиться водительскому мастерству можно не только зимой. Прокатный картинг — отличная тренировка в тёплое время года (а многие крытые картодромы работают круглогодично). Не стоит воспринимать это только как развлечение выходного дня или профессиональную подготовку автогонщиков: картинг закладывает хорошую водительскую базу, прививая важные навыки и «чувство машины». А ещё это весело!

Чему на зимней дороге нет места, так это излишней самоуверенности и позёрству. Нужно чётко осознавать грань между автогонщиком и хорошим гражданским водителем. Первый едет максимально быстро, второй — максимально безопасно. И на дорогах общего пользования специально демонстрировать свои навыки раллийной езды не стоит.

Контролируйте пассажиров

Водитель несёт ответственность за всё, что происходит с автомобилем, в том числе за жизнь, здоровье и поведение своих пассажиров. Неадекватный пассажир — неочевидный, но вполне реальный фактор дорожных аварий. В панике люди творят удивительные вещи: кричат, жестикулируют и всячески отвлекают водителя, выхватывают руль, пытаясь (как им кажется) исправить ситуацию, и даже выпрыгивают наружу — прямо на скользкую дорогу, под колёса других машин. В ваших интересах, чтобы пассажиры не преподнесли подобных сюрпризов.

Заранее объясните своим попутчикам, что в сложной дорожной обстановке не стоит болтать, комментировать происходящее и давать советы под руку. Никакой невежливости и бестактности в этом нет — лишь забота о безопасности. Пассажира, в котором вы не уверены, лучше пересадить на заднее сиденье под любым предлогом (например, для «улучшения видимости», или честно сказать «мне так спокойнее»). Контролируйте, чтобы все пассажиры были пристёгнуты ремнями безопасности. Не нужно никого уговаривать: просто не начинайте движение, пока все в салоне не пристегнутся, а несогласные могут пройтись пешком.

Изучайте свою машину

Свой смартфон мы знаем неплохо — если не техническое устройство, то хотя бы все важные функции. И регулярно разбираемся в новых. А что насчёт собственной машины?

Характеристики автомобиля напрямую влияют на управляемость и особенности езды зимой. Например, тип привода.

От типа привода зависит набор водительских хитростей, которые вы можете применять. Например, если у машины передние колёса ведущие, то ими можно весьма эффективно крутить в разные стороны (с помощью руля, конечно), если не получается тронуться в скользкий подъём. Заднеприводной машине такие действия только мешают: для проходимости ей нужны «ровный» руль и загруженная задняя ось — лишний повод возить пассажиров сзади. А вот вариантов полного привода сегодня столько, что давать советы можно только для конкретной модели. Разберитесь, как работает полный привод на вашей машине: постоянно или подключаемо, автоматически или принудительно, какие есть блокировки или их эмуляции. Это позволит лучше использовать возможности автомобиля.

А еще есть хорошие помощники водителя — современные электронные системы. Вот основные:

-ABS (Anti-lock Braking System) — антиблокировочная система. Не даёт колёсам блокироваться при торможении, сокращая тормозной путь и сохраняя управляемость. Её срабатывание выдаёт характерная вибрация педали тормоза. Входит в базовое оснащение большинства машин уже более 20 лет.

-TRC/TCS (Traction Control System) — система контроля тяги. Не позволяет ведущим колёсам буксовать, «придушивая» двигатель. Её работу можно ощутить на скользком покрытии, когда педаль газа нажата, а обороты двигателя не растут. Раньше система встречалась только на мощных автомобилях, в последние годы — на любых.

-ESC/ESP/VSC/DSC (Electronic Stability Control) — система курсовой устойчивости, или система стабилизации. Выравнивает машину при боковом скольжении, подтормаживая колёса по отдельности; работу системы сопровождает характерный треск. Обычно работает совместно с ABS и TRC/TCS. Встречается на многих современных машинах.

Нужно осознавать, что все эти электронные системы — не спасительные, а лишь вспомогательные, и законов физики они не меняют. Но при езде по скользкой дороге их помощь вполне ощутима. Проверьте, есть ли эти системы у вашей машины, и работают ли они. И никогда не слушайте «гаражных гуру», сетующих на бесполезность, а то и вредность бортовой электроники («да я из-за ABS в аварию угодил»), и агитирующих умышленно её отключать. Обвинять в своих неудачах технику — распространённая практика.

Не уповайте на тормоза

«Отпусти тормоз» — частый совет новичкам на зимней дороге, следовать которому психологически трудно. Как же его опустить, ведь тормоз — это спасительное замедление! Почему он вдруг стал врагом водителя на скользкой дороге?

На самом деле, никакого противоречия нет: пользоваться тормозами зимой, разумеется, можно. Но делать это надо более осмотрительно, и только когда автомобиль стабилен. В скользком повороте или на ледяном спуске торможение может оказаться фатальным: автомобиль начнёт скользить и станет неуправляемым. Вывод очевиден: тормозить нужно заблаговременно, до опасного участка дороги, а не непосредственно на нём.

На крутых спусках альтернатива привычной педали тормоза — торможение двигателем, т. е. переход на более низкие передачи. Это отлично работает и на механических коробках, и на автоматических. Автомобиль, едущий накатом на низкой передаче, не разгоняется и остаётся стабильным — конечно, если не касаться педали тормоза.

В заключение нужно отметить вот что. Бояться — не стыдно. Если за окном снегопад, дороги обледенели, и вы не уверены в своих силах — откажитесь от поездки, это лучший способ избежать неприятностей. Но если уж вы выехали — управляйте машиной умело, предсказуемо и безопасно для окружающих.

 

Вулканное городское поселение