Цветовая гамма
Размер шрифта
Изображения

Советы водителю по управлению автомобилем в снегопад

15 января 2025, 09:45
Советы водителю по управлению автомобилем в снегопад

Советы водителю по управлению автомобилем в снегопад

Снегопад создает водителям три проблемы: плохую видимость, длинный тормозной путь, слабое сцепление с дорогой. Простой осторожности за рулем недостаточно, нужно знать безопасные приемы вождения.

Как подготовиться к поездке.

Когда дороги завалены снегом, безопаснее оставить машину дома. Если это невозможно — выходите из дома с запасом и подготовьте машину.

В пути вас ждут снег в лобовое стекло и каша под колесами. О колесах вы, конечно, позаботились заранее, поставив зимнюю резину. Над видимостью придется поработать.

Полностью очистите стекла от снега и льда. Это важно: в дороге влажный снег будет активно намерзать. Включите все обогревы и обдувы.

Освободите от льда стеклоочистители (дворники). В идеале снимайте их на ночь и забирайте домой, чтобы оттаяли. Если стеклоочиститель со стороны водителя не работает, машину придется оставить на стоянке.

Очистите фары, фонари, габаритные огни. Очень важно, чтобы на дороге вас было хорошо видно.

Уберите снег с крыши, багажника, капота. Нет ничего хуже снежного шмата, который внезапно залепит вам лобовое стекло или перекроет обзор машине, идущей сзади.

Закиньте в багажник лопату и что-нибудь вроде кусков брезента — подложить под колеса, если застрянете. Старые автомобильные коврики тоже подойдут. В продаже есть специальные антипробуксовочные траки, они выручат на вязком снегу, а также в грязи, на рыхлом песке.

Отключите круиз-контроль. Выберите режим «Зимний» или «Эко».

Если поблизости есть пустая дорога или безопасная площадка, отработайте там передвижение по снегу, торможение и повороты. Пару раз резко затормозите до блокировки колес: это покажет, насколько скользкий снег и как осторожно надо ехать. Разумеется, делать это нужно на малой скорости и вдали от других машин.

Как правильно ездить в снегопад.

Три заповеди водителя в снегопад: не тормозить, не газовать, не выкручивать руль. Проще говоря, делайте все плавно. Представьте, что на заднем сиденье стоит полный аквариум с рыбками без крышки и его нельзя расплескать.

В густой снег включите противотуманные фары и фонари. Дальний свет, наоборот, не включайте: он отражается от снежинок, снижая видимость до нуля.

Сбросьте скорость. На скользкой дороге — до 80 км/ч для шипованных шин, до 60 км/ч для «липучек». В обледенелой колее — до 50 км/ч. На укатанном снегу можно ехать быстрее, но любые маневры (повороты, объезды) проделывайте на скорости до 40 км/ч. Это рекомендуемые показатели; на практике сбрасывайте скорость больше, пока не почувствуете, что машина под контролем.

Держите дистанцию вдвое больше обычной. На трассе пусть между вами и идущей впереди машиной будет столько же метров, сколько показывает спидометр. То есть на скорости 60 км/ч лучшая дистанция — 60 м. Это даст вам запас в 5-6 секунд при экстренном торможении.

Осторожнее с грузовиками. Большегрузы поднимают снег с дороги и обочин, где он не успел отсыреть, уменьшая видимость до нуля. За легковыми авто тоже тянется шлейф, но грузовики устраивают настоящую пургу, поэтому перед ними увеличьте дистанцию.

Как тормозить.

На снегу старайтесь не тормозить, а притормаживать.

Плавно уберите ногу с педали газа, тормозите двигателем.

На механике включите пониженную передачу, тогда скорость упадет быстрее.

Если нужно экстренно затормозить, нажмите педаль тормоза буквально на секунду и сразу отпустите. Повторите столько раз, сколько нужно. Так вы сохраните сцепление с дорогой и не позволите машине уйти в занос.

Заснеженные трассы коварны: в городе под колесами липкая каша, а на мостах, остановках и трамвайных рельсах может оказаться лед. Если по привычке жать педали «в пол», задние колеса потеряют сцепление с дорогой и начнут скользить.

Чтобы этого не происходило, на автомобили устанавливают ABS — антиблокировочную систему. Благодаря ей колеса дольше остаются управляемыми. Если ABS нет или она не работает, имитируйте ее работу педалью тормоза — тормозите короткими сериями, как описали выше. Если лампочка ABC горит — читайте нашу статью про это.

Как входить в поворот.

Любые маневры выполняйте не спеша, без рывков и резких отклонений от курса.

Перед поворотом сбросьте скорость до 40–50 км/ч и больше — зависит от состояния дороги и угла поворота. Тормозите двигателем.

На заднем приводе сбросьте обороты, на переднем добавьте, мягко нажимая на газ.

Не отпускайте руль до выхода из поворота. На сухой дороге можно дать ему проскользнуть, а колесам автоматически выровняться. Но в снег, гололед, дождь придерживайте руль на случай, если машину поведет (специалисты называют это уступающим рулением).

Оставайтесь в колее, особенно на спусках. Машина будет двигаться как по рельсам, ее не занесет.

Как выйти из заноса.

Занос — это когда задние колеса блокируются и движутся быстрее передних. Чтобы выровнять машину, нужно уменьшить скорость задней оси и увеличить скорость передней. Как это сделать — зависит от привода.

На заднем приводе сбросьте газ — это замедлит задние колеса. На переднем слегка прибавьте: это поможет вывести машину из заноса.

На полном приводе скользят все четыре колеса. Стратегия та же, что на переднем приводе: слегка прибавляем газ, поворачиваем руль в сторону заноса. Как только занос станет управляемым, верните машину в колею.

Выровняйте машину, плавно работая рулем. Пусть вас не сбивает совет бывалых водителей «повернуть руль в сторону заноса». Это значит — поворачивать в ту сторону, куда повело заднюю ось, то есть обратную той, куда движется передняя.

У инструкций, как ехать в снегопад и выходить из заноса, есть один недостаток: они совершенно бесполезны без тренировок. Даже вызубрив правила, на дороге вы рефлекторно дадите по тормозам — и машина улетит в кювет. Обязательно тренируйтесь на безопасной площадке, лучше — с инструктором. Только отработав навыки до автоматизма, вы правильно среагируете на трассе.

Что делать, если застряли.

Мы поговорили, как ездить в снегопад, но для этого нужно тронуться с места. А это непросто, если всю ночь была метель или вы припарковались на обочине, куда городские службы свезли самый липкий и мягкий снег.

Максимально расчистите или утопчите снег под машиной, спереди и сзади.

Подложите под колеса траки, куски брезента, автомобильные коврики. За городом сгодятся доски, ветки — что угодно, что улучшит сцепление с грунтом.

Трогайтесь с ручника: поднимите его, прибавьте газу, отпустите ручник. Это увеличит тягу, и машина «прыгнет» вперед, не успев снова завязнуть.

На механике включите вторую передачу. Водители грузовиков постоянно трогаются со второй, чтобы колеса не буксовали. Для увязшей легковушки этот вариант тоже сработает.

Всегда возите с собой трос, за городом подумайте о колесных цепях. Следите за буксировочными крюками и проушинами — вытянуть авто из сугроба другой машиной гораздо легче, чем выбираться враскачку.

Выехать из сугроба помогут колесные цепи. Но ездить с ними по асфальту нельзя: испортите и асфальт, и покрышки.

Как быть, если метель застала на трассе.

В идеале — следите за прогнозом погоды. Даже если с утра ясное небо, нет гарантии, что в поездке на автомобиле вы не попадете в снежную бурю. Если помнить правила безопасного вождения, ваши действия будут уверенными: включить противотуманки, сбросить скорость, увеличить дистанцию.

Двигайтесь по дороге, пока можете. Если пережидать пургу, заметет и дорогу, и машину. Придется поработать лопатой, чтобы заново выехать, а то и дожидаться, пока трассу расчистят.

Если погода сильно разгулялась, ищите удобное место для парковки. Хорошо, если ваш телефон заряжен, с собой пауэрбанк, теплая куртка, горячий термос, а также деньги на эвакуатор. Пусть лучше не понадобятся, чем их не окажется в нужный момент.