15 июня 2022
Молодежные субкультуры и антиэкстремистское сознание
В последние десятилетия все российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. Особую опасность представляет тот факт, что экстремистская идеология активно использует самые доступные для молодежи каналы донесения информации и легко проникает в молодёжную субкультуру, предлагая достаточно простые и «радикальные» решения в достижении целей путем крайних мер уничтожения или нейтрализации всего «чужого». К сожалению, все чаще отмечаются факты преступлений, совершаемыми молодыми людьми, которые квалифицируются как экстремистские.
Почему же так активно развиваются экстремистские настроения среди молодых людей? Причин множество. Это и тщательно выстраиваемое воздействие идеологов экстремизма, и возрастные особенности молодых людей, и целый ряд других социальных, социокультурных и психологических факторов.
Одной из предпосылок возникновения экстремистских настроений становятся возрастные особенности молодых людей и особенности условий их развития. Неопределенность социального статуса, маргинальность социальных позиций, психофизиологические изменения, которые сопровождают взросление молодого человека, процессы становления личности делают молодых людей уязвимыми по отношению к разным формам дискриминации. В первую очередь речь идет о дискриминации по возрасту, когда юноши и девушки ощущают ограничения своих прав в различных сферах.
Неустойчивость желаний, нечеткость целей, нетерпимость к инакомыслию и свойственная молодым людям импульсивность составляют специфику юношеского возраста. Такие особенности отдаляют молодого человека от родителей и от других взрослых людей, заставляют предпринимать шаги в направлении поиска себе подобных. Молодые люди объединяются в группы однородные по возрасту и социальной принадлежности, в которых удовлетворяются их типичные потребности в досуге, общении, группировании.
В объединениях молодых людей закономерно складываются собственные культурные нормы и установки, культивируются своеобразные ценности, действуют генерационные факторы, которые могут стать основанием психологического противопоставления «мы» и «они».
Первоначально действует противостояние между поколениями, «мы» – молодежь, «они» – старшее поколение. Такое противостояние является почти безобидным способом утверждения молодого человека как личности, которое заключается в особой моде, сленге, в прослушивании особой музыки для молодых. И пока это только желание молодых людей отличаться от взрослых, подчеркнуть свою особенность. Но впоследствии идет поиск еще большего противостояния. Под воздействием умело выстроенной идеологии экстремизма и в связи с «пластичностью» сознания молодого человека, способного принимать информацию без анализа и критики, в его сознание внедряются экстремистские настроения. Под влиянием экстремистских настроений возникает разграничение людей на «наших» и «чужих», ценностей на «наши» и «чужие».
Что же происходит с сознанием молодых людей, почему юноши и девушки с такой легкостью впитывают идеи экстремизма?
В условиях активного воздействия экстремистской идеологии, у молодежи формируется особый экстремальный тип сознания, на полюсах которого представлены как фанатизм, связанный с утрированием целей, упорством в их достижении, так и нигилизм, выражающийся в отрицании действительности, в попытках ухода от ее трудностей.
Различные объективные и субъективные факторы могут ослаблять или усиливать экстремальность сознания молодого человека. В частности, например, положительная направленность неформального объединения, в которое входит молодой человек, может способствовать проявлениям энергии и максимализма, свойственные молодым, в социально приемлемые формы деятельности.
Как вы думаете, если столь сильна идеология, почему же не все молодые люди «заражаются» экстремистскими настроениями?
Можно говорить о том, что далеко не все молодые люди проникаются духом экстремистских идей. Многие типы молодежных субкультур остаются приверженцами социальной активности в плане защиты истории, окружающей среды, устремлений к правопорядковой деятельности.
Однако, учитывая, что молодые люди имеют весьма неустойчивую психику и подвержены внешним влияниям, нельзя отрицать возможность неожиданного всплеска экстремистских настроений среди членов даже вполне лояльных молодежных организаций.
На сегодняшний день все современное российское общество переживает процесс духовно-нравственных преобразований, ощущает развал и девальвацию патриотической идеи, расслоение общества на богатых и бедных. В такой ситуации можно говорить о том, что все более ослабевает социально-психологическая ориентация на толерантность, готовность к сотрудничеству и компромиссам во всех сферах жизни, во всех возрастных категориях, профессиональных кругах. Взрослые люди, состоявшиеся личности вдруг обнаруживают, что нестабильность социальной системы, расслоение общества требуют пересмотра идеалов, перестройки собственных взглядов. Взрослые люди задумываются над вопросом жизненного смысла. В такой ситуации молодежи еще тяжелее. На молодежь оказывают влияние самые разнообразные, нередко противоречивые социальные ценности. Молодое поколение, интегрированное в структуры разделенного по этнокультурным, социально-статусным и другим критериям общества, оказывается дезориентированным в смысложизненных ценностях, потому определиться юношам и девушкам оказывается чрезвычайно сложно.
Экстремизм сам по себе как социально-культурный феномен явление сложное и неоднородное, определяется как приверженность к крайним мерам и взглядам, отвергающим существующие социальные нормы или нацеленность на их радикальные преобразования. Потому проявления экстремизма нередко сравнивают с проявлениями юношеского максимализма. Непреодолимое желание противостоять, неприятие иных точек зрения, непризнание полутонов и полумер, когда приемлемыми считаются только две крайние позиции – «черное» или «белое», ведет молодых людей со свойственной им горячностью, юношеским эгоизмом, негибким мышлением к нетерпимости по отношению к другим людям, которые отличаются по каким-либо параметрам. Это даже не обязательно другой цвет кожи, другая национальность или иное вероисповедание, это может быть другой уровень образования, другой уровень материального благосостояния, просто иные взгляды на события и явления.
Что же такое экстремистские настроения в молодежной среде и как они проявляются в поведении молодежи?
Проводимые исследования степени распространенности, направленности и форм экстремистских настроений в молодежной среде привели к выводам о том, что экстремистские настроения молодых – это отражение необходимости совершать рискованные поступки, бороться за справедливость в их понимании, а также за «чистоту» всего русского или всего исламского. Рискованные поступки совершаются молодыми людьми с достаточной частотой и связываются с групповыми драками, агрессивным выяснением отношений, принадлежности. Борьба за справедливость может выражаться в акциях протеста против принижения прав молодежи, против «иноземцев», против меньшинств, против инакомыслящих или исповедующих иную религию людей. По данным социологических исследований в молодежной среде у каждого десятого молодого человека присутствуют экстремистские настроения в сознании.
Среди социальных и социокультурных факторов можно отметить и определенные условия жизни молодежи, и социальное окружение, и возможности самореализации молодого человека. К социокультурным факторам исследователи относят образование самого молодого человека и образование его родителей, состав, уровень материального достатка семьи, в которой юноша или девушка проживает.
Немаловажными факторами формирования экстремистских настроений являются установки молодых людей на те, или иные способы поведения. У большого числа молодых людей существуют установки на необходимость риска, на протестное поведение по поводу невозможности самореализации (найти работу, получить желаемое образование и др.).
Смысложизненные ориентации молодых людей влияют на формирование в их сознании экстремистских настроений?
Особенности ценностно-смысловой сферы молодых людей являются одним из особых факторов в формировании экстремистских настроений. В юношеском возрасте остро стоит вопрос о смысле жизни, о том, что ценно, а что нет. Нынешние социально-политические условия, нестабильность, межэтническая напряженность порождают потерю ориентаций в смысле жизни, переоценку ценностей даже у взрослого поколения, а юноши и девушки на фоне переживаемых ими сложностей критического этапа онтогенеза оказываются в условиях бесперспективности жизненных целей и самоактуализации.
О целях и смысле жизни личность задумывается на протяжении всего своего существования. Но особую остроту этот вопрос приобретает в юношеском возрасте, когда молодой человек задумывается о собственном будущем, когда на первое место выходит ценностно-ориентационная деятельность сознания. Естественно, происходит процесс пересмотра ценностей, которые провозглашаются старшим поколением. Молодые люди пробуют «примерить» на себя существующие социокультурные нормы, стандарты и нередко оказываются разочарованными. Сталкиваясь с неустойчивостью, противоречиями современной социальной ситуации, молодые люди в большинстве своем оказываются не способными понять, принять происходящее и адаптироваться к быстро изменяющимся внешним условиям. Они не могут не замечать нестойкость жизненных позиций взрослого поколения, что вызывает недоверие к ценностям, на которые оно опирается, а это ослабляет социокультурные, морально-нравственные интересы юношей и девушек.
Формирование смысложизненных ориентаций и нравственных предпочтений молодежи осложняется динамичностью, наполненностью различного рода противоречиями и противоборствующими тенденциями современной социальной ситуации, экономическими, политическими и правовыми проблемами России.
А в Советском Союзе молодежь была подвержена экстремистским настроениям? Из истории известно, что общество всегда пыталось перенаправить бурную энергию молодых людей на какую-то общественно-полезную деятельность. В Советском Союзе комсомол, как единственная молодежная организация, продуцировала ценности, жизненные ориентиры, благородные цели, направляла по комсомольским путевкам молодых людей на комсомольские стройки, на поднятие целины, где молодые люди поражали своим энтузиазмом, смекалкой, достижениями, неординарными поступками. И в то время в молодежной среде созревали собственные идеи, провозглашались ценности, отличные от ценностей их отцов и матерей, появлялась молодежная мода, предпочитаемая молодыми музыка и другие атрибуты культуры молодых. И тогда молодежь пыталась противопоставить себя взрослому поколению, обратить на себя внимание своими геройскими поступками или поступками, идущими вразрез с существующими нормами и стандартами. Комсомол был официальной молодежной организацией, а его руководители имели представление о психологических особенностях юношества, склонного к отклонениям от существующих норм и тяготеющего к эпатажности, потому кипучая энергия юношей и девушек канализировалась в нужное стране русло, расходовалась на строительных, полевых работах.
С усложнением системы нашего общества, появлялось все больше и больше течений и структур, многие из них уже не управлялись коммунистическим режимом. Появились молодежные течения, которые выпадали из-под воздействия комсомола, в них отмечается появление иных идеалов, других ценностей и целей, которые с общими ценностями и с советской системой оказались несвязанными.
Ориентировочно с 50-х годов ХХ столетия началось оформление феномена молодежной субкультуры. Появилось множество различных группировок, которые выделялись особой одеждой, повышенным интересам к определенной музыке, своеобразным сленгом и стереотипами поведения. На современном этапе таких неформальных молодежных субкультур становиться все больше и больше. В каждом из направлений провозглашаются новые ценности, собственные жизненные ориентиры.
С одной стороны, молодежная субкультура – это активное желание молодых людей к самореализации, самоутверждению, с другой стороны, это своеобразный стихийный протест против доминирующих в обществе ценностей и стереотипов поведения, а также стиля жизни, с третьей стороны, для большинства молодых людей субкультура становится психологической защитой от многочисленных проблем, непонятных для них преобразований.
Молодежная субкультура – есть эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, которая создается молодыми людьми для себя. Ее можно назвать частичной культурной подсистемой внутри официальной системы, базовой культуры общества, которая определяет стиль жизни, иерархию ценностей, мировосприятие и умонастроения ее носителей.
Каковы же наиболее острые проблемы, которые волнуют современную молодежь?
Для выявления подлинных смысложизненных ориентаций молодых людей, необходимо знать и понимать социальные проблемы, тревожащие их. Таковые проблемы, обычно выявляемые у молодежи, составляют своеобразную квинтэссенцию наиболее ощутимых социально-политических проблем российского общества, вызванных его трансформацией. Среди первоочередных тревожных для молодежи тем многими исследователями называются: увеличение безработицы; рост цен; криминализация общества; военные действия с участием российских войск. То есть в числе наиболее тревожащих молодых людей оказываются проблемы социального, экономического характера, проблемы криминализации общества.
Исследования говорят о преобладающем ряде ценностей, которыми руководствуются современные молодые люди, вовлеченные и не вовлеченные в неформальные молодежные субкультуры. Таковыми зачастую оказываются стремление к свободе, независимости от старшего поколения. Данная независимость, по мнению молодых людей, должна быть как в материальном плане, так и в мировоззрении, в выборе собственных жизненных позиций и моральных ориентиров.
Проводимый анализ существующих субкультурных течений приводит к пониманию того, что в молодежной среде было и остается сильным стремление к «общинному» взаимодействию. Если в советской России это стремление в определенной мере реализовывалось в деятельности комсомольской организации, то на сегодняшний день такого института социализации не существует. Тогда рост количества типов молодежных субкультур закономерно объясняется такого плана неудовлетворенностью, стремлением отыскать новые формы коллективности.
Кроме того, можно свидетельствовать и о том, что не «великие» идеи движут группирующимся молодыми людьми, а в гораздо большей степени желание в романтической, увлекательной форме компенсировать повседневную рутину, отвлечься и развлечься.
Негативные тенденции в развитии молодежных субкультур, таких как девальвация духовно-нравственных ценностей, потеря надежных мировоззренческих и смысложизненных ориентаций и на этой основе стихийная социализация, сопровождающаяся девиантными формами самовыражения юношей и девушек, становятся предпосылками экстремизма. Экстремистские настроения молодых людей являются эмоционально-рациональным проявлением восприятия способов реализации своих интересов в опасных для других людей формах.
Имеющиеся данные свидетельствуют, что основными объединительными мотивами для членов различных формальных и неформальных молодежных объединений являются не политические, а психологические выборы.
Попробуем назвать мотивы руководят молодыми людьми, объединяющимися в неформальные молодежные объединения. Это:
-преодоление чувства одиночества, стремление к эмоционально насыщенному общению и склонность к группированию;
-тяготение к свободе, независимости, отстаиванию собственного мнения;
-устремление к преодолению обыденности, поиску новых социальных ролей и пр.
Каковы же способы и меры профилактики формирования экстремистских настроений в молодежной среде?
Важнейшие жизненные планы молодых людей связаны со смысложизненными ориентациями. Смысложизненные ориентации испытывают влияние той системы ценностей, которая доминирует в ближайшем окружении. А ближайшее окружение молодого человека – это те молодые люди, которые являются носителями особой культуры, субкультуры современной молодежи. От того, насколько изученными будут вопросы социальных и экзистенциальных смыслов молодежной субкультуры, особенности структуры ценностно-смысловой сферы молодежи, а также возможные деформации смысложизненных ориентаций, зависит успешность построения психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки молодых людей.
Молодые люди в условиях российской модернизации вынуждены «примеривать» на себя существующие стандарты поведения, провозглашаемые духовные ценности. Формирование смысложизненных ориентаций и нравственных предпочтений происходит достаточно сложно, оно не может ограничиваться декларациями и волевыми решениями, этот процесс происходит на фоне существующих традиций и на фоне инноваций.
Современная молодежь имеет разные ценностные ориентации и можно говорить об их подвижности, зависимости динамики ценностных ориентаций юношей и девушек от уровня их социализации, от целого ряда внешних факторов. В такой неоднозначности реализуются разноплановые жизненные позиции. Некоторым молодым людям удается успешно адаптироваться, кому-то очень трудно дается самоопределение и выбор своего пути.
Необходимость оказания психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки молодых людей актуальна по целому ряду обстоятельств. Прежде всего, следует сказать о том, что молодежь - важнейшая демографическая группа, от которой зависит будущее российского общества. А развитие личности молодого человека происходит на фоне все более усложняющихся социальных, экономических, политических условий, которые не могут не откладывать отпечаток на систему ценностей, на моральные нормы. Важнейшие жизненные планы молодых людей связаны с их смысложизненными ориентациями.
Репрезентация в сознании молодого человека необходимости расходования энергии и способностей молодых людей в нужные обществу сферы деятельности и последующие за этим изменения стиля поведения тем реальнее, чем больше продуманы условия оказания психолого-педагогического воздействия и психолого-педагогической поддержки.
В частности, на наш взгляд, создание формальных (официальных) молодежных объединений будет способствовать адекватному психолого-педагогическому воспитанию молодежи, что будет выражаться в формировании адекватной ценностно-смысловой сферы и направлению потенциала молодежи в нужное русло для общества.
К сожалению, необходимо отметить, что сегодня почти не существует или имеются, но в очень малом количестве, организации, которые бы были в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачи духовно-нравственного воспитания молодых людей. В обществе все ярче появляется идеал успеха и процветания, не укладывающиеся в стереотипы способы поведения молодых людей, особенности их молодежной культуры раздражают взрослое поколение. Но если вместо раздражения, негодования психологи, педагоги, родители и все те представители старшего поколения, которые непосредственно оказывают осознанное или неосознанное влияние на молодежь, станут проявлять терпение, любовь, объединят свои усилия, то возможна организация комплексной психолого-педагогической работы с юношами и девушками. Необходимо создание модели педагогического взаимодействия педагогов и родителей еще на стадии обучения в школе с целью взаимного влияния образовательного учреждения и семьи друг на друга.
В основу всей работы по психолого-педагогическому сопровождению, несомненно, должен быть положен системный подход, в логике которого процесс сопровождения молодых людей, может быть осуществлен на различных уровнях взаимодействия государства, общества и конкретных организаций и учреждений. Психолого-педагогическое воздействие следовало бы направить на:
-формирование у молодежи такой системы ценностей, которая позволяла бы выработать перспективные жизненные позиции, стратегию в своей профессиональной, познавательной, социальной деятельности;
-формирование культуры мышления – духовного образования, характеризующего меру социального развития и чувства ответственности;
-интегративность ценностных установок, проникновение которых сформирует тот образ жизни, который обеспечит гарантированную надежность в различных сферах деятельности и принесет пользу обществу, членом которого является молодой человек.
Можно было бы выделить ряд направлений по психолого-педагогическому воздействию и психолого-педагогическому сопровождению молодежи:
-содержательное направление, которое включало бы разработку содержания, форм, методов интегрирования ценностно-значимой педагогической компоненты в практику функционирования официальных молодежных объединений;
-социально-педагогическое направление, предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным слоям современной молодежи;
-программно-структурное направление, включающее организацию совместной деятельности молодых людей;
-экономическое направление, которое включало бы определение объектов и источников материального стимулирования и финансирования молодежных организаций, спортивных клубов и др.;
-инновационное направление, которое вместо привычного педагогического воспитания в назидательной форме переходит к модели развития активного нравственного сознания, формирования ценностных и смысложизненных ориентаций.